История:
25 лет назад, режиссер Станислав Говорухин на Одесской киностудии руководил первым съемочным днем телесериала «Место встречи изменить нельзя», ставшего самым популярным «телехитом» в бывшем СССР. Культовую ленту Говорухин поставил по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» (в основу романа положены реальные события из жизни). Сейчас братья Вайнеры проводят подготовительную работу к съемкам продолжения телефильма «Место встречи изменить нельзя-2». Вайнеры рассказывают, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, пожелавший «застолбить» Жеглова. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец. Говорят, режиссером должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и снимал Станислав Говорухин. Он провел кинопробы на Жеглова формально, только чтобы отчитаться перед руководством, и утвердил Владимира Семеновича. А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чем потом серьезно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актеру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). В результате Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин. Высоцкий на съемках блистал и как актер, и даже... как режиссер (Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного, так что киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже шутя жаловалась Говорухину, что Высоцкий их умучил). Владимир Семенович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину (Евгению Леонову-Гладышеву) на шею белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам), а на руке сделал наколку «Леля» (самое модное имя тех лет). Нагрузка у Высоцкого была чудовищная, ведь он еще и в театре играл. Владимир Конкин в интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съемках, не терпел конкуренции в кадре: «Когда кто-то рядом делал что-то неплохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Усмирять Владимира Семеновича мог только Говорухин, его друг... А иногда ситуации были на грани серьезного конфликта. Владимир Семенович ведь был человек спонтанный. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась на реакцию противоположную, если что-то делалось "не по его"...» В жизни они так и не стали друзьями. Более того, писали, что между ними пробежала черная кошка. Так уж получилось, что любимцем публики стал не милосердный Шарапов, а взрывной, иногда нахальный Жеглов. Фильм «Место встречи изменить нельзя» был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижалось количество преступлений по стране и... расход коммунальной воды. Несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты, что помогало им при встречах с ГАИ. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.
Владимир КОНКИН о фильме и Высоцком:
- <...>Особые и очень дорогие для меня воспоминания я храню о Владимире Высоцком, с которым встретился впервые в... Париже, в 1978 году. Я приехал туда в составе творческой группы, снявшей кинофильм "Кавказская повесть", посвященный 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Высоцкий пел в "Олимпии" - знаменитом концертном зале, доступном для исполнителей только самого высокого класса. Он пел песни глубоко национальные, очень русские, но переполненный зал понимал, казалось, каждое слово. По-настоящему тесное знакомство завязалось уже во время съемок телефильма "Место встречи изменить нельзя". По сценарию Шарапов очень многому учится у Жеглова. В жизни происходило то же самое. Нельзя было не поражаться фантастической трудоспособности Владимира Семеновича. Он дотошно выспрашивал у знатоков, у старых опытных сыщиков все подробности их работы, стремился на практике освоить мельчайшие детали их службы и быта. Он обладал талантом выделения из множества составных самого главного, наиболее характерного и яркого для образа, оставаясь при этом не похожим ни на кого Владимиром Высоцким. Оттого так достоверен его Жеглов, и нередко ветераны уголовного розыска "узнают" в нем живые черты своих товарищей по нелегкому и почетному делу. Кажется, очередной дубль прошел "без сучка и задоринки", но... "Нет, - устало вздыхает Высоцкий, - здесь Жеглов должен говорить немного иначе. У него обязательно есть свое любимое, простое, но очень идущее к нему словцо. К примеру... "значица". И это "значица, так, Шарапов" монолитно вливается в образ, и долго еще напористый с хрипотцой голос звучит в ушах... А Высоцкий продолжал искать и пробовать, порой начиная заново, не щадя ни себя, ни партнеров. И почти никто не знал тогда, что уже перенесен в 37 лет тяжкий инфаркт. И тем более не знали и не могли знать, что до второго, ракового, остаются считанные месяцы... Знал об этом один Высоцкий. Знал, что необходимо беречь себя: так настоятельно требовали врачи. Но работать вполнакала в искусстве он не умел, да и не смог бы.
"Сердце у всех одно" / Беседу вел С. Золовкин Ленинская смена. Алма-Ата, 1981. 16 мая
- <...>Успех фильма (я не боюсь показаться нескромным, так как фильм признан многомилионной аудиторией) обусловлен прежде всего участием в нем замечательных актеров
<...> и, конечно же, Владимира Высоцкого, так рано ушедшего от нас. С такими мастерами приятно было работать, и с чисто зрительской, человеческой точки зрения.
<...> - Жеглов - опытный и знающий оперативник. Но его методы неприемлемы для нас. С самого начала фильма завязывается противоборство двух идей, двух взглядов на будущее уголовного розыска. В финале, над трупом убитого Жегловым Левченко, который спас жизнь Шарапову, бывшие друзья расходятся в разные стороны. И скорее всего, навсегда. Работать вместе они уже не смогут. Что касается выбора на роль Жеглова Высоцкого, то он был продиктован режиссерским замыслом картины. Фильм избежал лобового противопоставления злого Жеглова доброму Шарапову. Его заслуга - в полном отсутствии антиподности. Это делает фильм более достоверным и, в конечном итоге, более мудрым. Владимиру Семеновичу предстояло сыграть неординарный, полнокровный и живой образ. И с этой задачей он справился блестяще. Еще раз повторяю: это большое счастье работать с такими партнерами, как Высоцкий.
Счастье актерской работы / Интервью взял А. Сигалов Коммунист, Ереван, 1981. 17 октября
А фильм "Место встречи изменить нельзя"! Часто в поездках зрители меня спрашивают: "Вы Шарапов?" Ну какой я Шарапов? И, конечно, тут же вопрос: каким был Владимир Высоцкий? Ведь вы вместе работали в этом фильме! И опять ловлю себя на мысли, что не имею права говорить, каким он был. Очень мало знал его. Такую глыбу за год с лишком работы не ухватил! Могу лишь сказать, что был он разный, многогранный. Нетерпимый. Умный. Обладал шармом, если о мужчинах так можно сказать. С режиссером-постановщиком фильма "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухиным в гостях бывали, и не раз, у Владимира Семеновича на Малой Грузинской.
- Володь, с Говорухой-отроком пообщаюсь на кухне. Ты здесь посиди. Потерпи. Записанное послушаешь?
- Еще бы.
- Терпи.
И были песни Владимира Высоцкого.
А однажды пришел я в магазин возле моего дома. Продавец спрашивает:
- Правда, вчера Высоцкий умер?
- Как?!
Звоню Ивану Бортнику. Тот говорит:
- Не понимаю, ничего не понимаю, да, да, умер. Не знаю, не говори со мной. Я не могу. Бип... бип... бип...
Окна памяти Советская культура. 1985. 8 августа
|